- Торжественное открытие выставки «Региональные бренды» в рамках заседания Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации
- Статистические данные Роспатента
- Экспозиция выставки
- Одежда и народные костюмы
- Осетинский национальный костюм
- Агинский национальный костюм
- Оренбургский платок
- Павловопосадский платок
- Троицкий платок
- Урюпинские пуховые изделия
- Елецкие кружева
- Изделия народных художественных промыслов
- Изделия из дерева
- Изделия из металла
- Вышивка
- Глиняные игрушки
- Разнообразная посуда
- Роспись
- Особый промысел
Торжественное открытие выставки «Региональные бренды» в рамках заседания Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации
23 декабря 2022 года пройдет торжественное открытие выставки «Региональные бренды» в рамках заседания Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации. Это событие станет заключительной точкой уходящего года, объявленного Президентом России Годом культурного наследия народов России.
Предстоящая выставка «Региональные бренды» — совместный проект Совета Федерации и Роспатента, на котором ведущие специалисты организаций продемонстрируют удивительное наследие, которое сохраняется и передаётся из поколения в поколение.
Статистические данные Роспатента
Для сохранения национальной самобытности регионов в 1992 году был принят закон (Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23.09.1992 N 3520-1), в соответствии с которым началась правовая охрана наименований мест происхождения товаров (НМПТ), который действует по настоящее время.
По статистическим данным в Российской Федерации зарегистрированы 268 НМПТ, а с 2019 г. еще и 33 географических указаний (ГУ), что в общей сложности составило 301 регистрацию.
Из всех зарегистрированных НМПТ:
- 252(российские действующие)
- 44 (иностранные действующие — Зарубежные регистрации принадлежат правообладателям из 16 стран, в лидерах – Грузия -13, Чехия – 8 и Италия – 6 регистраций)
- 5 (недействующие)
По данным Роспатента наиболее активные правообладатели проживают в Центральном, Приволжском и Южном федеральных округах.
Лидерами по количеству регистраций являются следующие регионы РФ:
- Краснодарский край — 22 регистрации
- Ставропольский край – 12 регистраций
- Московская обл. – 10 регистраций
- Вологодская, Свердловская и Тульская обл. — по 8 регистраций
У 17 регионов есть только по одной регистрации. У 16 из 85 субъектов РФ (19%) (Не учитываются: Донецкая и Луганская Республики, Запорожская и Херсонская области), до настоящего времени нет ни одной регистрации. И это- несмотря на значительную работу по пропаганде и популяризации этого объекта интеллектуальной собственности, которую в течение нескольких последних лет Роспатент проводит совместно с Советом Федерации Российской Федерации.
За 5 лет со времени поручения В.И.Матвиенко членам СФ об активизации работы по регистрации НМПТ (с 26.12.2017 по 2022 гг.) было зарегистрировано 131 НМПТ и ГУ (≈ по 26 рег./год). Для сравнения: до этого, за 1992 по 2018 гг. (26 лет) было зарегистрировано 169 НМПТ (≈ по 6,5 рег./год).
Нет зарегистрированных НМПТ: Республики: Саха (Якутия); Тыва; Хакасия; Чеченская; Края: Хабаровский; Области: Курская; Магаданская; Орловская; Саратовская; Смоленская; Тамбовская; Автономная область: Еврейская; Автономные округа: Ханты-Мансийский; Чукотский; Ямало-Ненецкий; г. Севастополь — итого: 16
Экспозиция выставки
На выставке представлены изделия и продукция, получивших правовую охрану в качестве НМПТ и ГУ из 12 республик, 2 краев, 25 областей, расположенных во всех 8 федеральных округах России.
Среди регистраций можно выделить предметы одежды и народные костюмы, изделия народных художественных промыслов, национальные блюда и продовольственные товары, алкогольную продукцию и минеральные воды, музыкальные инструменты и некоторые другие категории товаров.
Одежда и народные костюмы
На выставке представлены Агинские и Осетинские национальные костюмы. Не смотря на достаточно большое расстояние между этими регионами (по прямой линии составляет 5 тыс. км (а по автодорогам – 7 тыс. км.), в изделиях местных мастеров есть общие черты: изысканность покроя, яркость красок, богатство декоративных деталей.
Осетинский национальный костюм
Осетинский национальный костюм (Республикака Сев. Осетия-Алания) создавался веками и сохранил элементы скифской и аланской одежды. При его изготовлении применяются шитье гладью и узелками, в том числе золотыми и серебряными нитками, вышивка бисером и другими материалами, нанесение узора тесьмой или шнуром.
Здесь же и Осетинская костюмная кукла. Археологические находки, обнаруженные на территории республики (III в. до н.э.), свидетельствуют о традиции изготовления кукол у осетин. В кукольном костюме с этнографической точностью передавались основные детали народной одежды. Традиционно изготовление кукол у осетин было исключительно женским ремеслом. Наряды для кукол украшались орнаментальной вышивкой. С течением времени значение традиционной осетинской куклы изменилось, превратившись из культового и обрядового предмета в красивый сувенир. Для изготовления керамических заготовок фигур кукол используется глина, добываемая на территории Республики. Размер кукол — от 10 см до 65 см.
Агинский национальный костюм
В Агинском национальном костюме (Агинский Бурятский округ Забайкальского края) также применяется художественное шитье — тамбурный шов, вышивка крестом и гладью, а также аппликация и окантовка из парчи и меха, нашивка пуговиц из серебра и полудрагоценных камней.
Тойробшо агинских бурят — это изготовленные, в основном вручную, в соответствии с традициями мужские, женские, детские нарядные летние головные уборы из этнического шелка, преимущественно сине-голубого тона, с использованием чёрного бархата, меха соболя, норки и других ценных мехов. Для производства дополнительно используются готовое навершие с кистью из шелковых красных ниток.
Головной убор хори-бурят прострачивался 11 горизонтальными строчками – по числу 11 родов хоринских бурят. На головном уборе агинских бурят 8 строчек – по числу 8 агинских родов, проживающих в этой местности..
Оренбургский платок
А традиционным украшением российской женщины являлся платок, что отмечал А. Блок:
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка!
И уже два поколения россиян, вместе с Людмилой Зыкиной, просят своих матерей «накинуть на плечи Оренбургский пуховый платок», который вы видите в экспозиции, наряду с Павло-Посадским и Троицкими платками (Московская обл.).
В среднем одна оренбургская коза дает 300-500 гр. пуха в год – именно столько требуется на платок размером 120х120 см. То есть, для того, чтобы связать один платок, нужно год ухаживать за одной козой. В среднем на вывязывание платка из пряжи уходит 2-4 недели. Срок службы настоящего пухового платка, при должном уходе, может составить более 100 лет.
Павловопосадский платок
На Павловопосадские платки рисунок набивался ручным способом с помощью деревянных печатных досок. Для нанесения сложного рисунка, доску к ткани могли прикладывать до 400 раз. Если мастер хотя бы один раз прикладывал доску на несколько миллиметров выше или ниже, чем нужно – платок считался бракованным. В платках обычно использовалось 10-18 цветов, хотя иногда их количество достигало 30 и даже больше.
Троицкий платок
Изделия мастеров г. Троицка продолжают традиции русского головного платка с набивным рисунком, но выполненными из натурального шёлка в технике ручной свободной росписи. Главной особенностью ручной росписи изделий «Троицкий платок» является творческая импровизация, акварельная роспись, когда все элементы изделия (цветы, листья и пр.) как бы перетекают друг в друга без гладких фонов и четко очерченных рисунков. Сложная композиция отражает цветовую гамму природы Москвы и Московской области.
Урюпинские пуховые изделия
Урюпинские пуховые изделия (Волгоградская обл.). Урюпинский пуховязальный промысел связан с разведением придонской породы коз, которая считается одной из лучших в мире по количеству пуха (0,5 -1 кг. за один вычес), длине пуховых волокон (в ср.15 см.) и их прочности. Этот пух, одновременно легкий и способный сохранять тепло, обусловлен местными природными условиями — умеренно континентальным климатом, составом почвы, растительности и воды. В 2003 г. в Урюпинске был открыт «Музей Козы», а также поставлен памятник, который в народе величают «Памятник козе – кормилице», так как промысел, связанный с производством пуховых изделий, для многих горожан является с давних времен единственным источником доходов. На выставке представлены шаль и варежки из пуха урюпинских коз.
Елецкие кружева
Елецкие кружева (Липецкая обл.). Первое свидетельство о кружеве датировано 1801 г., о чем свидетельствует кружевная прошва на сохранившемся до наших дней полотенце с надписью: «сей плат шила диаконова дочь Александра Иванова 1801 года». А первое научное обследование промысла было проведено по поручению Комиссии по исследованию кустарной промышленности в России в период 1880-1886 гг. Софьей Александровной Давыдовой. Елецкий кружевной узор не похож ни на другие виды кружева: по сравнению с вологодским, он более тонкий и легкий. Об елецких кружевах замечательный скульптор Сергей Тимофеевич Коненков сказал так: «Разве можно не залюбоваться кружевной метелью елецких мастериц, списывающих свои узоры с окон и деревьев, разукрашенных русским морозом»!
Изделия народных художественных промыслов
Можно долго перечислять материалы, с которыми работали мастера народных художественных промыслов: дерево и металл, глина и стекло, мрамор, кость и бисер… Разнообразны технологические приемы: чеканка, обжиг, плетение, лепка….Неисчислимы награды, которыми были удостоены эти изделия на престижных международных и российских выставках за последние полтора века: от всемирных выставок в Париже и Монреале в начале XX в. до современных ежегодных выставок «100 лучших товаров России».
Изделия из дерева
Семёновские ложки и матрёшка. Хохлома.
Площадь лесов России составляет 8 млн км², это 46 % ее территории и около 20 % от всех лесов мира (1 место в мире). Леса оказывают значительное влияние на формирование климата, и кроме того, древесина до сих пор служит не только экологичным строительным материалом, но и используется для изготовления предметов быта.
Некоторые такие промыслы стали широко известны – в первую очередь, это Семёновские ложки и матрёшка (Нижегородская обл.), традиционные сувениры из России. Свою широкую известность город приобрёл как крупнейший центров по производству кустарных товаров из дерева: посуды, игрушек, других бытовых изделий, а также изделий с хохломской росписью.
Развитию ремёсел способствовало наличие лесов лиственных пород: берёзы, липы, которые являются сырьём для изготовления матрёшек; близость судоходной реки Волги и рынков сбыта, в том числе и действующей с XIX века по настоящее время Нижегородской ярмарки, а также открытая в Семёнове в 1916 году школа художественной обработки древесины.
Начиная с XIX века, хохломская ложка из Семенова была одним из самых узнаваемых и популярных товаров. На ее изготовление опытные мастера тратили не более 15 мин. Длина самой большой ложки в мире, расписанной под хохлому — 2 м. 67 см. Хранится она в музее при фабрике хохломы в Семёнове. История русской матрешки связана с творчеством художника Сергея Васильевича Малютина (1859-1937), который, взяв за основу японскую куклу в виде вложенных друг в друга ярко раскрашенных фигурок, придумал собственную разъемную куклу — крестьянскую женщину в ярком платке. Сейчас это изделие находится в Сергиево-Посадском музее. Имя кукле дали непроизвольно, поскольку в конце 19 в. Матреша было одним из распространенных женских имен.
Вятская корзина
Плетением из лозы занимаются во многих регионах России с XIX века. но в качестве НМПТ пока зарегистрированы Вятская корзина (Кировская обл.) и Шиловская лоза (Рязанская обл.).
Мода на плетеные изделия, в том числе мебель, пришла в Россию из Европы. Первая мастерская по производству корзин была открыта в городе Вятка (в наст. время – Киров) в 1893 г. , а к началу 20 в. вятские крестьянские промыслы были чрезвычайно широко развиты. По числу кустарей, видовому составу промыслов, географии распространения, объемам производства Вятская губерния занимала лидирующие позиции в Европейской России.
Шиловская лоза
На сегодняшний день бренд «Шиловская лоза» прочно закреплен за небольшим рабочим поселком Шилово. В этом регионе, под влиянием умеренного климата и лесной растительности, сформировались подзолистые и серые лесные почвы, которые благоприятны для роста дикорастущей ивы. В процессе плетения мастера используют прутья двух-трех различных оттенков этого дерева, добиваясь контрастных сочетаний светлой лозы с коричневой. Номенклатура изделий обширна – от чашек до кресел-качалок и даже стеллажей.
Шадринская береста и Шемогодская резьба
Использование бересты началось на Руси с глубокой древности, достаточно вспомнить новгородские берестяные грамоты, однако, из нее можно изготавливать и высокохудожественные изделия.
Берестяные изделия достаточно практичны – они «держат» температуру напитка, налитого в них, что холодную, что горячую. Полюбуйтесь на образцы Шадринской бересты (Курганская обл.) и Шемогодской резьбы (Вологодская обл.).
Изготовление изделий Шадринской бересты включает ажурную резьбу, тиснение и тонировку, при этом активно используется природная фактура материала. Эти изделия ещё часто называют «берестяное барокко». Самым известным мастером Шемогодской резьбы в 19 в. был Иван Афанасьевич Вепрев — он имел 10 медалей и дипломов различных выставок и ярмарок, в том числе и медаль Всемирной выставки 1900 г. в Париже. В 1882 г. на Всероссийской промышленной ярмарке его изделия были удостоены премии и полностью куплены императорским двором.
Мордовский морёный дуб
Особый товар — Мордовский морёный дуб
Дубы росли по берегам рек мордовской земли. С возрастом деревья падали в реку и легко тонули, оставаясь лежать на дне и превращаясь в ископаемый материал, называемый морёным или черным дубом. Когда русло реки меняло свое направление, стволы дуба заносились илом и песком. В настоящее время возраст таких дубовых стволов исчисляется сотнями и тысячами лет. В описании к регистрации НМПТ приведена интересная и подробная история добычи мореного дуба.
Изделия из металла
Тульский самовар
Символ русского гостеприимства — Тульский самовар. Наименование самовара «тульский» подтверждено более чем 2-х вековой историей его создания в г. Туле. Самовар — национальный символ российского быта, элемент культуры русского народа, яркое и привлекательное украшение стола. Материалом для изготовления самоваров служат медь зеленая (латунь), медь красная (сплав меди, цинка и никеля). Простая форма самовара постепенно приобрела сложные формы в виде византийских, флорентийских и греческих ваз, шара, яйца, бочонка. В настоящее время существует несколько вариантов художественного оформления тульских самоваров – роспись, накладные элементы и многое другое.
Уральские бренды
Традиционный центр металлургии – Урал, представлен Златоустовской гравюрной сталью (Челябинская область) и Тагильским подносом (Свердловская обл.).
Оружейная фабрика в Златоусте для выпуска холодного оружия для русской армии и флота была открыта в 1815 г. по указу императора Александра I. В Великую Отечественную войну Златоуст выпустил почти 1 млн армейских «черных ножей». Все участники Парада Победы 1945 г. были вооружены златоустовским холодным оружием. В настоящее время выпускается коллекционное оружие малыми партиями, основа производства – художественная гравюра ( используются серый, синий и желтый цвета, матовая или глянцевая поверхность, иногда- уральские природные камни). История уральского подносного промысла и лаковой росписи по металлу известна с 1746 г. Тагильский металл с маркой «Старый соболь» был известен во всем мире, а подносы из него стали формой особого «промышленного» искусства. Большие возможности тагильского листового железа позволяли мастерам путем выколотки придать подносу самую сложную и причудливую форму, в т.ч. 6-8 восьмигранную. Изделия тагильских мастеров хранятся в крупнейших музеях России.
Кизлярский нож — Дагестан
Из Республики Дагестан прибыли филигранные изделия мастеров из села Кубачи, а также Кизлярский нож (Республика Дагестан) От отца к сыну, от сына к внуку передают дагестанские мастера свое искусство: тонкости нанесения узоров, работу с эмалью, состав черни, основы гравировки, особенности работы с драгоценными камнями. Ручная гравировка — самое ответственное и важное искусство, которое делает эти изделия уникальными.
Издавна оружие у кавказцев имело не только боевое применение, но и являлось частью национального костюма, его старались облагородить, украсить, используя при этом серебро, драгоценные камни, рога животных, применяя при этом чеканку, гравировку, чернь, филигрань.
Валдайский колокольчик
А с русского севера, из Новгородской обл. прибыл знаменитый Валдайский колокольчик, «дар Валдая», воспетый в нашей поэзии еще в 19 веке. В старину ни одна курьерская, почтовая и частная упряжка не обходилась без колокольчика, призванного облегчить и скрасить нелегкое путешествие. Весело позванивая под конской дугой, он мог и диких зверей отпугнуть, и о приближении экипажа оповестить, и подыграть пению ямщика. Первые, известные в настоящее время, подписанные датированные колокольчики относятся к 1802 г. Для изготовления колокольчиков валдайские мастера использовали высокосортную уральскую медь, поэтому их изделия стоили недешево, но пользовались большим спросом. В современной России колокольчики появились вновь, уже в качестве сувениров. В результате кропотливой работы специалистам удалось расширить размерную линейку до 7 моделей.
Вышивка
Исконно женским рукоделием, которым занимались в России и царицы и крепостные крестьянки, была вышивка. В результате соединения различных техник вышивки и традиций различных регионов получилось исключительное разнообразие изделий, некоторые из которых мы можем сегодня оценить. В музее Роспатента присутствует многообразие различных вышивок: Тарусской(Калужская обл.), Чувашской, также Кадомский вениз (Рязанская обл.) и Торжокское золотное шитье
Глиняные игрушки
Не только дети, но и взрослые часто не могут отвести взора от разнообразных и разноцветных глиняных игрушек, которые на эту выставку прибыли из шести областей: Хлудневская (Калужская), Дымковская (Кировская), Романовская (Липецкая), Старооскольская (Белгородская), Каргопольская (Архангельская) и Абашевская (Пензенская).
Разнообразная посуда
Предстоящее новогоднее шампанское, весьма вероятно, будут налиты в Дятьковские или Бахметьевские хрустальные бокалы, производимые, соответственно, в Брянской и Пензенской областях. А в повседневной жизни на наших столах может стоять посуда из Конаковского фаянса (Тверская обл.).
Относительно новым промыслом является Куракинская керамика (Вологодская обл.) который в 1996 г. создала Нина Георгиевна Мишинцева, член Союза художников России, живущая в дер. Куракино. Работает она в широком диапазоне форм–от декоративных композиций, ваз, бытовой керамики, фигурной пластики-до изразцовых печей, каминов и панно.
Роспись
Данный раздел заполнен образцами лаковой миниатюры – всемирно известные шкатулки из Палеха и Холуя (Ивановская обл.). Мастера росписи Палеха работали в Грановитой палате Московского Кремля, Троице-Сергиевой лавре и в Новодевичьем монастыре. Палехскими иконами восхищались Н. Некрасов, Н.Лесков, А.Чехов. В 1814 г. Иоганн Гёте выказывал особый интерес к работам русских иконописцев и даже получил от владимирского губернатора в подарок две иконы, написанные в Палехе. Холуйские художники работают тончайшими беличьими кистями. Орнамент выполняется специально приготовленным сусальным золотом с добавлением вишневой смолы, что придает холуйской миниатюре уникальность и неповторимость.
Другими видами росписи является Ордынская (Новосибирская область) — самая молодая в России; ей всего около 20 лет, придумала ее технологию Нина Мухлынина, преподаватель Ордынской детской школы искусств. Используются в ней всего семь цветов, соответствующих цветам российского флага и герба Ордынского района. Роспись получилась спокойная, неяркая, отражающая природу Сибири.
Борецкая роспись (Архангельская и Вологодская обл.) известна с 16 века, ее название происходит от села Борок, принадлежавшее в то время семье Борецких, к которой принадлежала знаменитая Марфа-посадница (Борецкая).
Камчатский кулон — промысел, возникший относительно недавно, но уже получивший правовую охрану как НМПТ
Народный промысел Семикаракорская керамика (Ростовская обл.) зародился на берегу реки Дон, в г. Семикаракорске, основанном на месте одноименной казачьей станицы. Научные исследования местности показали, что гончарное искусство было практически в каждой станице и городке, где были залежи глины. Для этой керамики характерно разнообразие форм, определяемых назначением изделия. Традиционным является применение всех видов росписи: растительной, сюжетной, орнаментальной. Мотивами росписи часто являются степные растения Донского края с некрупными соцветиями. Они подсказали и характер написания — дробным, мелким мазком.
Особый промысел
Шуйское мыло — мыло ручной работы с особым самобытным способом производства, для него типичны неяркие цвета, богатый ароматический букет с многообразием тонких оттенков. Неповторимый аромат обусловлен сочетанием натуральных эфирных масел и сухих добавок и трав, цветов, хвои. Производство известно с 1629 г.
Надеемся, что и в дальнейшем мы будем узнавать о новых интересных продуктах и изделиях российских регионов и удивляться таланту, трудолюбию и предприимчивости нашего народа.
Для более детального ознакомления ждём вас в музее Роспатента и библиотеке ВПТБ ФИПС!
Будем признательны обратной связи по выставке и представленным фотографиям.