Председатель Совета Федерации В. Матвиенко осмотрела выставку «Региональные бренды России»
![Совет Федерации - "Региональные бренды"](https://fips-lib.ru/wp-content/uploads/2022/12/natsiona-muz-instrumenty-min.jpg)
Организаторы выставки — Совет Федерации (СФ) и Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент).
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко осмотрела экспозицию «Региональные бренды России», которая была представлена в верхней палате парламента.
![Совет Федерации - "Региональные бренды"](https://fips-lib.ru/wp-content/uploads/2022/12/vstrecha-rospatenta-sf-i-matveenko-min.jpg)
![Демонстрация объектов ВПТБ ФИПС и Совета Федераций](https://fips-lib.ru/wp-content/uploads/2022/12/demonstratsiya-obektov-vptb-fips-min.jpg)
В мероприятии принимали участие заместитель Председателя СФ Константин Косачев, председатель Комитета СФ по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова, руководитель Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) Юрий Зубов, директор Федерального Института Промышленной Собственности Олег Неретин и представители Всероссийской патентно-промышленной библиотеки (ВПТБ ФИПС) во главе с руководителем Кузнецовой Татьяной Викторовной.
Для сохранения национальной самобытности регионов в 1992 году был принят закон (Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23.09.1992 N 3520-1), в соответствии с которым началась правовая охрана наименований мест происхождения товаров (НМПТ), который действует по настоящее время.
Товары, маркированные наименованием места происхождения товара (НМПТ) и географическим указанием (ГУ) — своеобразные «визитные карточки» той или иной территории, где их производство находится под правовой охраной. Кроме того, предприятия народных промыслов – это важный сегмент малого и среднего бизнеса.
![Совет Федерации - "Региональные бренды"](https://fips-lib.ru/wp-content/uploads/2022/12/zubov-s.yu.-min.jpg)
![Совет Федерации - "Региональные бренды"](https://fips-lib.ru/wp-content/uploads/2022/12/neretin-i-zubov-min.jpg)
«У регионов большой интерес к такой форме правовой охране своих ремесел, продуктов питания – всего того, что представляет традиции региона по рецептуре, что передается из поколения в поколения», — заметил Юрий Зубов.
Регистрация регионального бренда экономически выгодна для экономик регионов, добавил он. «Региональный бренд – это, прежде всего, инструмент для экономического роста в регионе и развития туризма. Это такой экономически образующий элемент, на который нужно делать ставку и поддерживать, продвигать свою продукцию», — отметил глава Роспатента.
Понимая всю важность данной деятельности Матвиенко Валентина Ивановна поручила членам Совета Федерации повысить активность в популизации и увеличении работы по регистрации НМПТ. Благодаря данному распоряжению за 5 лет было зарегистрировано 131 НМПТ и ГУ (≈ по 26 рег./год), что в 4 раза больше аналогичных периодов. Для сравнения: до этого, за 1992 по 2018 гг. (26 лет) было зарегистрировано 169 НМПТ (≈ по 6,5 рег./год).
![Карта ВПТБ ФИПС - бренды](https://fips-lib.ru/wp-content/uploads/2022/12/karta-vptb-fips-brendy-min.jpg)
Зарегистрированные региональные бренды показали на выставке в Совете Федерации. Более 250 наименований продукции: кубачинское серебро, тульские самовары, бахметьевский хрусталь, кадомский вениз, тарусская вышивка, петровская и хлудневская глиняные игрушки, рязанские леденцы, коми-пермяцкие посикунчики — маленькие жареные пирожки и многие многие другие.
Большинство экспонатов выставки принадлежат Музею Роспатента (Музей находится на территории Всероссийской патентно-технической библиотеки, сокращённо — ВПТБ ФИПС). Многие сенаторы из субъектов Федерации так же активно приняли участие в мероприятии и лично привезли экспонаты для того, чтобы активнее поддержать эту полезную для регионов и всей страны работу. Подробнее о некоторых экспонатах выставке по ссылке, расписание музея и о его деятельности можно посмотреть здесь.
![Совет Федерации - "Региональные бренды"](https://fips-lib.ru/wp-content/uploads/2022/12/nats-kostyumy-min.jpg)
![Народные музыкальные инструменты](https://fips-lib.ru/wp-content/uploads/2022/12/natsionalnye-muzykalnye-instrumenty-min.jpg)
![Совет Федерации - "Региональные бренды"](https://fips-lib.ru/wp-content/uploads/2022/12/holuy-min.jpg)
Уже под конец этого года полноценными брендами стали урюпинские пуховые изделия (Волгоградская область), томская береста (Томская область) и волховская роспись (Ленинградская область). На очереди — минусинское масло, которое делают в Красноярском крае, и два сорта вина, которые уже выпускают в Краснодарском крае. В Роспатенте их планируют зарегистрировать в декабре и январе.
«Со своей стороны Роспатент и ФИПС стимулируют регионы выявлять региональную продукцию и обеспечивать защиту интеллектуальной собственности. Специалистами ФИПС проводятся обучающие вебинары и программы для представителей органов власти и предпринимателей, объясняющие как развивать институт интеллектуальной собственности в целом и региональные бренды в частности. В этом году проведено 10 таких семинаров», — сказал руководитель руководитель Федерального института промышленной собственности (ФИПС) Неретин О.П.
«Наличие товаров, маркированных наименованием места происхождения товара и географическим указанием, повышает инвестиционную привлекательность региона, — отметил Олег Петрович.
![Совет Федерации - "Региональные бренды"](https://fips-lib.ru/wp-content/uploads/2022/12/rospis-min.jpg)
![Совет Федерации - "Региональные бренды"](https://fips-lib.ru/wp-content/uploads/2022/12/dub-po-godam-min.jpg)
![Совет Федерации - "Региональные бренды"](https://fips-lib.ru/wp-content/uploads/2022/12/mordoviya-dub-min.jpg)
Благодаря успешной деятельности Роспатента и ФИПС национальная продукция регионов России получили дополнительную защиту и большую популярность на мировом рынке. Данный факт подтверждает сервис Работа.ру, который в июле 2022 года выявлял ТОП-15 самых узнаваемых региональных брендов. Возглавили его тульский пряник (его знают 57 процентов опрошенных), оренбургский платок (37 процентов) и адыгейский сыр (35 процентов).
Также россияне вспомнили амурского тигра, астраханский арбуз, вологодское масло, башкирский мед, хохломскую роспись, калининградский янтарь, татарский чак-чак, камчатского краба, алтайский мед, гжельскую роспись, уральские самоцветы и краснодарский чай.
![Совет Федерации - "Региональные бренды"](https://fips-lib.ru/wp-content/uploads/2022/12/obschaya-fotografiya-min.jpg)