Региональные бренды

Выставочная деятельность

Торжественное открытие выставки “Региональные бренды” в рамках заседания Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации

23 декабря 2022 года пройдет торжественное открытие выставки “Региональные бренды” в рамках заседания Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации. Это событие станет заключительной точкой уходящего года, объявленного Президентом России Годом культурного наследия народов России.

Предстоящая выставка «Региональные бренды» – совместный проект Совета Федерации и Роспатента, на котором ведущие специалисты организаций продемонстрируют удивительное наследие, которое сохраняется и передаётся из поколения в поколение.

Статистические данные Роспатента

Региональные бренды России
Сенатор Тараканов П.В. и представитель ВПТБ ФИПС Артамонова Евгения

Для сохранения национальной самобытности регионов в 1992 году был принят закон (Закон РФ “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров” от 23.09.1992 N 3520-1), в соответствии с которым началась правовая охрана наименований мест происхождения товаров (НМПТ), который действует по настоящее время.

По статистическим данным в Российской Федерации зарегистрированы  268 НМПТ, а с 2019 г. еще и 33 географических указаний (ГУ), что в общей сложности составило 301 регистрацию.

Из всех зарегистрированных НМПТ:

  • 252(российские действующие)
  • 44 (иностранные действующие – Зарубежные регистрации принадлежат правообладателям из 16 стран, в лидерах – Грузия -13, Чехия – 8 и Италия – 6 регистраций)
  • 5 (недействующие)

По данным Роспатента наиболее активные правообладатели проживают в Центральном, Приволжском и Южном федеральных округах.

Лидерами по количеству регистраций являются следующие регионы РФ:

  • Краснодарский край    – 22 регистрации
  • Ставропольский край  – 12 регистраций
  • Московская обл.           – 10  регистраций
  • Вологодская, Свердловская  и Тульская обл. –  по 8  регистраций
Региональные бренды
Сенатор Шумилова Е.Б. и представитель ВПТБ ФИПС Колеватова Н.А
Региональные бренды
Консультация представителя Мордовии
Региональные бренды
Посетители выставки СФ

У 17 регионов есть только по одной регистрации. У 16 из 85 субъектов РФ (19%) (Не учитываются:  Донецкая и Луганская Республики, Запорожская  и Херсонская области), до настоящего времени нет ни одной регистрации. И это- несмотря на значительную работу по пропаганде и популяризации этого объекта интеллектуальной собственности, которую в течение нескольких последних лет Роспатент проводит совместно с Советом Федерации Российской Федерации.

За 5 лет со времени  поручения В.И.Матвиенко членам СФ об активизации работы по регистрации НМПТ (с 26.12.2017 по 2022 гг.) было зарегистрировано 131 НМПТ и ГУ (≈ по 26 рег./год).  Для сравнения: до этого, за 1992 по 2018 гг. (26 лет) было зарегистрировано 169 НМПТ (≈ по 6,5  рег./год).


Нет зарегистрированных НМПТ: Республики: Саха (Якутия); Тыва; Хакасия; Чеченская;  Края: Хабаровский;  Области: Курская; Магаданская; Орловская;  Саратовская; Смоленская; Тамбовская; Автономная область: Еврейская;  Автономные округа:  Ханты-Мансийский; Чукотский; Ямало-Ненецкий; г. Севастополь  – итого:  16

Экспозиция выставки

Выставка в Совете Федераций
Выставка Роспатента в Совете Федераций 23.12.2022

На выставке представлены  изделия и продукция, получивших правовую охрану  в качестве НМПТ и ГУ из 12 республик, 2 краев, 25 областей, расположенных во всех 8 федеральных округах России.

Среди регистраций можно выделить предметы одежды и народные костюмы, изделия народных художественных промыслов, национальные блюда и продовольственные товары,  алкогольную продукцию и минеральные воды, музыкальные инструменты и некоторые другие категории товаров.

Одежда и народные костюмы

Региональные бренды
Сенатор Мордовии Тултаев П.Н. около стенда с национальными агинскими костюмами

На выставке представлены Агинские и Осетинские национальные костюмы. Не смотря на достаточно большое расстояние между этими регионами (по прямой линии составляет 5 тыс. км (а по автодорогам – 7 тыс. км.), в изделиях местных мастеров есть общие черты: изысканность покроя, яркость красок, богатство декоративных деталей.

Осетинский национальный костюм

Осетинский национальный костюм (Республикака Сев. Осетия-Алания) создавался веками и сохранил элементы скифской и аланской одежды. При его изготовлении применяются шитье гладью и узелками, в том числе  золотыми и серебряными нитками, вышивка бисером и другими материалами, нанесение узора тесьмой или шнуром.   

Здесь же и Осетинская костюмная кукла. Археологические находки, обнаруженные на территории республики (III в. до н.э.), свидетельствуют о традиции изготовления кукол у осетин. В кукольном костюме с этнографической точностью передавались основные детали народной одежды. Традиционно изготовление кукол у осетин было исключительно женским ремеслом. Наряды для кукол украшались орнаментальной вышивкой. С течением времени значение традиционной осетинской куклы изменилось, превратившись из культового и обрядового предмета в красивый сувенир. Для изготовления керамических заготовок фигур кукол используется глина, добываемая на территории Республики. Размер кукол — от 10 см до 65 см.

Агинский национальный костюм

В Агинском национальном костюме (Агинский Бурятский округ Забайкальского края) также применяется художественное шитье — тамбурный шов, вышивка крестом и гладью, а также аппликация и окантовка из парчи и меха,  нашивка пуговиц из серебра и полудрагоценных камней.

Тойробшо агинских бурят — это изготовленные, в основном вручную, в соответствии с традициями мужские, женские, детские нарядные летние головные уборы из этнического шелка, преимущественно сине-голубого тона, с использованием чёрного бархата, меха соболя, норки и других ценных мехов. Для производства дополнительно используются готовое навершие с кистью из шелковых красных ниток.

Головной убор хори-бурят прострачивался 11 горизонтальными строчками – по числу 11 родов хоринских бурят. На головном уборе агинских бурят 8 строчек  – по числу 8 агинских родов, проживающих в этой местности..

Региональные бренды
Национальные костюмы, зарегистрированные как НМПТ
Региональные бренды
Осетинский нац. костюм, осетинская костюмная кукла
Региональные бренды
Урюпинские пуховые изделия, павловопосадский и троицкий платок, оренбургский пуховый платок, елецкие кружева
Региональные бренды
Тойробшо агинских бурят, национальные агинские костюмы

Оренбургский платок

А традиционным украшением российской женщины являлся платок, что отмечал  А. Блок:

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка

Когда блеснет в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка!

И уже два поколения россиян, вместе с Людмилой Зыкиной, просят своих матерей «накинуть на плечи Оренбургский пуховый платок», который вы видите в экспозиции, наряду с Павло-Посадским и Троицкими платками  (Московская обл.).

В среднем одна оренбургская коза дает 300-500 гр. пуха в год –  именно столько требуется на платок  размером 120х120 см. То есть, для того, чтобы связать один платок, нужно год ухаживать за одной козой. В среднем на вывязывание платка из пряжи уходит 2-4 недели. Срок службы настоящего пухового платка, при должном уходе, может составить более 100 лет.

Павловопосадский платок

На Павловопосадские платки рисунок набивался ручным способом с помощью деревянных печатных досок. Для нанесения сложного рисунка, доску к ткани могли прикладывать до 400 раз. Если мастер хотя бы один раз прикладывал доску на несколько миллиметров выше или ниже, чем нужно – платок считался бракованным. В платках обычно использовалось 10-18 цветов, хотя иногда их количество достигало 30 и даже больше.

Троицкий платок

Изделия мастеров г. Троицка продолжают традиции русского головного платка с набивным рисунком, но выполненными из натурального шёлка в технике ручной свободной росписи. Главной особенностью ручной росписи изделий «Троицкий платок» является творческая импровизация, акварельная роспись, когда  все элементы изделия (цветы, листья и пр.) как бы перетекают друг в друга без гладких фонов и четко очерченных рисунков. Сложная композиция отражает цветовую гамму природы Москвы и Московской области.

Урюпинские пуховые изделия

Урюпинские пуховые изделия (Волгоградская обл.). Урюпинский пуховязальный промысел связан с разведением придонской породы коз, которая считается одной из лучших в мире по количеству пуха (0,5 -1 кг. за один вычес), длине пуховых волокон (в ср.15 см.) и их прочности. Этот пух, одновременно легкий и способный сохранять тепло, обусловлен  местными природными условиями — умеренно континентальным  климатом, составом почвы, растительности и воды. В 2003 г. в Урюпинске был открыт «Музей Козы», а  также поставлен памятник, который в народе величают «Памятник козе – кормилице», так как промысел, связанный с производством пуховых изделий, для многих горожан является с давних времен единственным источником доходов. На выставке представлены шаль и варежки из пуха урюпинских коз.

Елецкие кружева

Елецкие кружева (Липецкая обл.). Первое свидетельство о кружеве датировано 1801 г., о чем свидетельствует  кружевная прошва на сохранившемся до наших дней полотенце с надписью: «сей плат шила диаконова дочь Александра Иванова 1801 года».  А первое научное обследование промысла было проведено  по поручению Комиссии по исследованию кустарной промышленности в России в период 1880-1886 гг. Софьей Александровной Давыдовой. Елецкий кружевной узор не похож ни на другие виды кружева: по сравнению с вологодским, он более тонкий и легкий.  Об елецких кружевах замечательный скульптор Сергей Тимофеевич Коненков сказал  так: «Разве можно не залюбоваться кружевной метелью елецких мастериц, списывающих свои узоры с окон и деревьев, разукрашенных русским морозом»!

Изделия народных художественных промыслов

Региональные бренды

Можно долго перечислять материалы, с которыми работали мастера народных художественных промыслов: дерево и металл, глина и стекло, мрамор, кость и бисер… Разнообразны  технологические приемы: чеканка, обжиг, плетение, лепка….Неисчислимы награды, которыми были удостоены эти изделия на престижных международных и российских выставках за последние полтора века: от всемирных выставок в Париже и Монреале в начале XX в.  до современных ежегодных выставок «100 лучших товаров России».

Изделия из дерева

Семёновские ложки и матрёшка. Хохлома.

Площадь лесов России составляет 8 млн км²,  это 46 % ее территории и около 20 % от всех лесов мира (1 место в мире).  Леса оказывают значительное влияние на формирование климата, и кроме того, древесина до сих пор служит не только экологичным строительным материалом, но и используется для изготовления предметов быта.

Некоторые  такие промыслы стали широко известны – в первую очередь, это Семёновские ложки и матрёшка (Нижегородская обл.), традиционные сувениры из России.   Свою широкую известность город приобрёл  как крупнейший центров по производству кустарных товаров из дерева: посуды, игрушек, других бытовых изделий, а также изделий с хохломской росписью.

 Развитию ремёсел способствовало наличие лесов лиственных пород: берёзы, липы, которые являются сырьём для изготовления матрёшек; близость судоходной реки Волги и рынков сбыта, в том числе и действующей с XIX века по настоящее время Нижегородской ярмарки, а также открытая в Семёнове в 1916 году школа художественной обработки древесины.

Начиная с XIX века, хохломская ложка из Семенова была  одним из самых узнаваемых и популярных товаров. На ее изготовление  опытные мастера тратили не более 15 мин.  Длина самой большой ложки в мире, расписанной под хохлому — 2 м. 67 см. Хранится она в музее при фабрике хохломы в Семёнове. История русской матрешки связана с творчеством художника Сергея Васильевича Малютина (1859-1937), который, взяв за основу японскую куклу в виде вложенных друг в друга ярко раскрашенных фигурок, придумал собственную разъемную куклу — крестьянскую женщину в ярком платке. Сейчас это изделие находится в Сергиево-Посадском музее. Имя кукле дали непроизвольно, поскольку в конце 19 в. Матреша было одним из распространенных женских имен.

Вятская корзина

Плетением из лозы занимаются во многих регионах России с XIX века. но в качестве НМПТ пока зарегистрированы Вятская корзина (Кировская обл.) и Шиловская лоза (Рязанская обл.).

Мода на плетеные изделия, в том числе мебель, пришла в Россию из Европы. Первая мастерская по производству корзин была открыта в городе Вятка (в наст. время – Киров) в 1893 г. , а к началу 20 в. вятские крестьянские промыслы были чрезвычайно широко развиты. По числу кустарей, видовому составу промыслов, географии распространения,  объемам  производства Вятская губерния занимала лидирующие позиции в Европейской России.  

Региональные бренды
Куракинская и семикаракорская керамика, кадомский вениз и бахметьевский хрусталь
Региональные бренды
Вятская корзина, шемигородская резьба по бересте, шадринская береста
Региональные бренды
Тарусская вышивка, хлудневская глиняная игрушка, тульский самовар
Региональные бренды
Шиловская лоза

Шиловская лоза

 На сегодняшний день бренд «Шиловская лоза» прочно закреплен за небольшим рабочим поселком Шилово. В этом регионе, под влиянием умеренного климата и лесной растительности, сформировались подзолистые и серые лесные почвы, которые благоприятны для роста дикорастущей ивы В процессе плетения мастера используют прутья двух-трех различных оттенков этого дерева, добиваясь контрастных сочетаний светлой лозы с коричневой.  Номенклатура изделий обширна – от чашек до кресел-качалок и даже стеллажей.

Шадринская береста и Шемогодская резьба

Использование бересты началось на Руси с глубокой древности, достаточно вспомнить  новгородские берестяные грамоты, однако, из нее можно изготавливать  и высокохудожественные изделия.

Берестяные изделия достаточно практичны – они «держат» температуру напитка, налитого в них, что холодную, что горячую. Полюбуйтесь на образцы Шадринской бересты  (Курганская обл.) и Шемогодской резьбы (Вологодская обл.).

Изготовление изделий Шадринской бересты включает ажурную резьбу, тиснение и тонировку, при этом активно используется природная фактура материала. Эти изделия ещё  часто называют «берестяное барокко».  Самым известным мастером Шемогодской резьбы  в 19 в. был  Иван Афанасьевич Вепрев — он имел 10 медалей и дипломов различных выставок и ярмарок, в том числе и медаль Всемирной выставки 1900 г. в Париже. В 1882 г. на Всероссийской промышленной ярмарке его изделия были удостоены премии и полностью куплены императорским двором.

Мордовский морёный дуб

Особый товар — Мордовский морёный дуб 

Региональные бренды
Сенатор Мордовии Тултаев П.Н. на выставке “Региональные бренды” с представителем фирмы производителя Морёного дуба

Дубы росли по берегам рек мордовской земли. С возрастом деревья падали в реку и легко тонули, оставаясь лежать на дне и превращаясь в ископаемый материал, называемый морёным или черным дубом. Когда русло реки меняло свое направление, стволы дуба заносились илом и песком. В настоящее время возраст таких дубовых стволов исчисляется сотнями и тысячами лет. В описании к регистрации НМПТ приведена интересная и подробная история добычи мореного дуба.

  

Региональные бренды
Карта России (Мордовский морёный дуб)

Изделия из металла

Региональные бренды
Экскурсия для посетителей выставки и представитель ВПТБ ФИПС Артамонова Евгения

Тульский самовар

Символ русского гостеприимства – Тульский самовар.  Наименование самовара “тульский” подтверждено более чем 2-х вековой историей его создания в г. Туле. Самовар – национальный символ российского быта, элемент культуры русского народа, яркое и привлекательное украшение стола. Материалом для изготовления самоваров служат медь зеленая (латунь), медь красная (сплав меди, цинка и никеля). Простая форма самовара постепенно приобрела сложные формы в виде византийских, флорентийских и греческих ваз, шара, яйца, бочонка. В настоящее время существует несколько вариантов художественного оформления тульских самоваров – роспись, накладные элементы и многое другое.

Уральские бренды

Традиционный центр металлургии – Урал, представлен  Златоустовской гравюрной сталью (Челябинская область) и Тагильским подносом (Свердловская обл.).

Оружейная фабрика в Златоусте для выпуска холодного оружия для русской армии и флота была открыта  в 1815 г. по указу императора Александра I.   В Великую Отечественную войну Златоуст выпустил почти 1 млн армейских «черных ножей». Все участники Парада Победы 1945 г. были вооружены златоустовским холодным оружием. В настоящее время выпускается коллекционное оружие  малыми партиями, основа производства – художественная гравюра ( используются серый, синий и желтый цвета, матовая или глянцевая поверхность, иногда- уральские природные камни).  История уральского подносного промысла и лаковой росписи по металлу  известна с 1746 г. Тагильский металл с маркой “Старый соболь” был известен во всем мире, а подносы из него стали формой особого “промышленного” искусства. Большие возможности тагильского листового железа позволяли мастерам путем выколотки придать подносу самую сложную и причудливую форму, в т.ч. 6-8 восьмигранную. Изделия тагильских мастеров хранятся в крупнейших музеях России.

Кизлярский нож – Дагестан

Из Республики Дагестан прибыли филигранные изделия мастеров из села Кубачи, а также Кизлярский нож (Республика Дагестан)  От отца к сыну, от сына к внуку передают дагестанские мастера свое искусство: тонкости нанесения узоров, работу с эмалью, состав черни, основы гравировки, особенности работы с драгоценными камнями. Ручная гравировка – самое ответственное и важное искусство, которое делает эти изделия уникальными.

Издавна оружие у кавказцев имело не только боевое применение, но и являлось частью национального костюма, его старались облагородить, украсить, используя при этом серебро, драгоценные камни, рога животных, применяя при этом чеканку, гравировку, чернь, филигрань.

Валдайский колокольчик

А с русского севера, из Новгородской обл. прибыл знаменитый Валдайский колокольчик,  «дар Валдая», воспетый в нашей поэзии  еще в 19 веке. В старину ни одна курьерская, почтовая и частная упряжка не обходилась без колокольчика, призванного облегчить и скрасить нелегкое путешествие. Весело позванивая под конской дугой, он мог и диких зверей отпугнуть, и о приближении экипажа оповестить, и подыграть пению ямщика. Первые, известные в настоящее время, подписанные датированные колокольчики относятся к 1802 г. Для изготовления колокольчиков валдайские мастера использовали высокосортную уральскую медь, поэтому их изделия стоили недешево, но пользовались большим спросом. В современной России колокольчики появились вновь, уже в качестве сувениров.  В результате кропотливой работы специалистам удалось расширить размерную линейку до 7 моделей.

Вышивка

Вышивка
 Урюпинские пуховые изделия, павловопосадский и троицкий платок, оренбургский пуховый платок, елецкие кружева

Исконно женским рукоделием, которым занимались в России и царицы и  крепостные крестьянки, была вышивка.  В результате  соединения  различных техник вышивки и традиций различных регионов  получилось исключительное разнообразие изделий, некоторые из которых мы можем сегодня оценить. В музее Роспатента присутствует многообразие различных вышивок: Тарусской(Калужская обл.), Чувашской,  также Кадомский вениз (Рязанская обл.) и Торжокское золотное шитье

 Глиняные игрушки

Не только дети, но и взрослые часто не могут отвести взора от разнообразных и разноцветных глиняных игрушек, которые на эту выставку прибыли из шести областей: Хлудневская (Калужская), Дымковская (Кировская), Романовская (Липецкая), Старооскольская (Белгородская), Каргопольская (Архангельская) и Абашевская  (Пензенская).

Разнообразная посуда

Кубачи
Посетитель выставки и представитель ВПТБ ФИПС Родионова А.А.

Предстоящее новогоднее шампанское, весьма вероятно, будут налиты в Дятьковские или Бахметьевские хрустальные бокалы, производимые, соответственно, в Брянской и Пензенской областях. А в повседневной жизни на наших столах может стоять  посуда из Конаковского фаянса (Тверская обл.). 

Относительно новым промыслом является Куракинская керамика (Вологодская обл.) который в 1996 г. создала Нина Георгиевна Мишинцева, член Союза художников России, живущая в дер. Куракино. Работает она в широком диапазоне форм–от декоративных композиций, ваз, бытовой керамики, фигурной пластики-до изразцовых печей, каминов и панно.

Роспись

Разнообразие росписей
Разнообразие росписей

Данный раздел заполнен образцами лаковой миниатюры – всемирно известные шкатулки из Палеха и Холуя (Ивановская обл.). Мастера росписи Палеха работали в Грановитой палате Московского Кремля, Троице-Сергиевой лавре и в Новодевичьем монастыре. Палехскими иконами восхищались Н. Некрасов,  Н.Лесков,  А.Чехов. В 1814 г. Иоганн Гёте выказывал особый интерес к работам русских иконописцев  и даже получил от владимирского губернатора в подарок две иконы, написанные в Палехе. Холуйские художники работают тончайшими беличьими кистями. Орнамент выполняется специально приготовленным сусальным золотом с добавлением вишневой смолы, что придает холуйской миниатюре  уникальность и неповторимость.

Другими видами росписи является Ордынская (Новосибирская область) – самая молодая в России; ей всего около 20 лет, придумала ее технологию Нина Мухлынина, преподаватель Ордынской детской школы искусств. Используются в ней всего семь цветов, соответствующих цветам российского флага и герба Ордынского района. Роспись получилась спокойная, неяркая, отражающая природу Сибири.

Борецкая роспись (Архангельская и Вологодская обл.) известна с 16 века, ее название происходит от села Борок, принадлежавшее в то время семье Борецких, к которой принадлежала знаменитая Марфа-посадница (Борецкая).

 Камчатский кулонпромысел, возникший относительно недавно, но уже получивший правовую охрану как  НМПТ

Народный промысел Семикаракорская керамика (Ростовская обл.) зародился на берегу реки Дон, в г. Семикаракорске, основанном на месте одноименной казачьей станицы. Научные исследования местности показали, что гончарное искусство было практически в каждой станице и городке, где были залежи глины. Для этой керамики характерно разнообразие форм, определяемых назначением изделия. Традиционным является применение всех видов росписи: растительной, сюжетной, орнаментальной. Мотивами росписи часто являются степные растения Донского края с некрупными соцветиями. Они подсказали и характер написания – дробным, мелким мазком.

Особый промысел

Шуйское мыло – мыло ручной работы с особым самобытным способом производства, для него типичны неяркие цвета, богатый ароматический букет с многообразием тонких оттенков. Неповторимый аромат обусловлен сочетанием натуральных эфирных масел и сухих добавок и трав, цветов, хвои.  Производство известно с 1629 г.

Региональные бренды
Представитель ВПТБ ФИПС – Горикова Светлана
Региональные бренды
Бахметьевский хрусталь
Региональные бренды
Национальные блюда и продовольственные товары

Надеемся, что и в дальнейшем мы будем узнавать о новых интересных продуктах и изделиях российских регионов и удивляться таланту, трудолюбию и предприимчивости нашего народа.

Для более детального ознакомления ждём вас в музее Роспатента и библиотеке ВПТБ ФИПС!

Будем признательны обратной связи по выставке и представленным фотографиям.

Художественные промыслы
Посетитель выставки “Региональные бренды”
Региональные бренды
Продукция региональных брендов
Оцените статью
ВПТБ на Бережковской
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.